Психологическая зрелость

                                                                                                                                                                                                                         Испытания — трамплин для личного роста!

 

Человек,  принимая  вызов в ходе каждого жизненного кризиса, получает шанс к личностному развитию и расширению своих возможностей. Успешно разрешив один кризис, он продвигается в своём развитии к следующему.  Природа человека требует  личностного роста саморазвития  и ответы на вызовы, присущие каждой стадии развития.  Таким образом, психологическая зрелость личности может быть рассмотрена  как  его цель развития.

Э. Берн, А. Лоуэн, Г. Олпорт и К. Роджерс  рассматривали понятие зрелой личности, прежде всего, с позиций психического здоровья.

«Зрелая личность – физически здоровый человек своего пола, переживший и избавившийся от своих «комплексов»,  вступающих в прямые, а не скрытые (двойные) взаимодействия, открыто выражающий свои негативные и позитивные чувства, способный не только говорить, но и действовать в согласии со своими ценностями, ставить перед собой  ясные цели и добиваться их» (Э. Берн).

«Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации». (А. Лоуэн).

Путь роста личности, по Роджерсу, это путь самопреобразования.

Для достижения состояния зрелости необходимы хорошие жизненные условия. Но хорошая жизнь, по Роджерсу — не фиксированное состояние бытия (добродетель, удовлетворённость, счастье), и не состояние адаптации, совершенства актуализации, и не состояния уменьшения напряжения или гомеостаза, то есть это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. К понятию «хорошая жизнь», по Роджерсу, не подходят прилагательные: довольный, блаженный, приятный;   лучше: обогащённый, волнующий, поощряемый, интересный, значимый. Психически здорового человека К. Роджерс называл «полноценно функционирующим».

Полноценно функционирующий человек (ПФЧ) – человек, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний.   Для этого нужно мужество «быть в потоке жизни».

Основные характеристики ПФЧ:

1. Открытость переживанию – полярно противоположна беззащитности. Это способность слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Это тонкое осознание своих самых глубоких мыслей и чувств, без попытки подавить их, действие в соответствии с ними и с ситуацией (например, на скучной лекции студент не будет кричать во вред себе и другим, но не испытывает и угрозы, а переключит внимание на другое занятие).

2. Экзистенциональный образ жизни – тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное. Поэтому «Я» скорее проистекает из переживания и характеризуется гибкостью, адаптивностью, терпимостью и непосредственностью.

3. Организмическое  доверие – способность при принятии решения полагаться не на других (жена, церковь, коллеги), а на своё «я поступаю правильно», т.е. на свои внутренние ощущения.

4. Эмпирическая свобода – способность жить так, как хочется, без ограничений или запретов; субъективная свобода – чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам».

5. Креативность – творческий образ жизни, гибкое приспособление к окружающей среде, стремление жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время, удовлетворяя собственный самые глубокие потребности. Такие люди являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

В  книге «Психологические вампиры»  Михаил Литвак приводит признаки зрелой и незрелой личности:

«Вот некоторые показатели, по которым можно отличить зрелую личность от незрелой.

Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их к себе. Зрелая личность пытается изменить себя, свою жизнь, переходит на саморегуляцию.

 При конфликтах незрелая личность говорит: «Надо мной издевались!». Зрелая личность утверждает: «Я позволил над собой издеваться».

Незрелая личность пытается изменить обстоятельства, зрелая – приспособиться к ним.      Два человека одновременно отдыхали на Черном море. Один приехал с убеждением, что отвратительно отдохнул, так как на море все время были волны, второй был убежден, что отдохнул отлично, так как на море все время были волны. Понятно, что второго можно отнести к зрелым  личностям.
Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая,  не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.

Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате
не устраивается ни то ни другое и такой человек попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.

Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности великовозрастных  детей, сидящих на шее своих стареющих родителей.)

Незрелая личность думает о результате,  а зрелая о деле.
Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, а в результате нередко теряет и то,   что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.
Незрелая личность хочет, чтобы ее дела ей устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.

Незрелая личность надеется, зрелая действует.
Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.

Незрелая личность – декорация, которая хочет стать фигурой.   Зрелая личность – фигура, которая   не задумывается, как она выглядит.
Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение. Отсюда открытость зрелой личности.
Незрелая личность хочет занять высокое положение, не занимаясь личностным ростом. Зрелая личность заботится о личностном росте. Высокое положение приходит само по себе».

Для зрелой личности характерным является создание собственной среды, благоприятной для развития и самореализации, что требует напряжённой деятельности и усилий самого человека.

 

                                                                       Приложите максимум усилий по разрешению ситуации,

                                                                         не дожидаясь, пока бездействие станет опасным для вас!